Семь врагов хорошей фигуры

ФигуркаВ каждом индивидуальном случае причины большого или незначительного веса разные. Кто-то набрал вес во время беремен­ности, кто-то — после болезни, а кто-то — когда пере­шел на руководящую работу. Но какими бы ни были причины, механизм развития ожирения в любом слу­чае единый: нарушение баланса между потреблением энергии и ее расходом. Иначе говоря, здоровый чело­век, который не теряет и не набирает вес, расходует то же самое количество энергии, которое он получа­ет с пищей. Когда с пищей поступает больше энергии, чем организм может использовать, ее избыток будет откладываться в виде жира. Для детального рассмо­трения всех возможных причин ожирения потребова­лась бы отдельная книга, поэтому ограничимся только некоторыми из них — самыми значимыми.

Возраст. Распространенность ожирения, несо­мненно, увеличивается с возрастом. Здесь действует общее правило: чем вы старше, тем ниже уровень так называемого основного обмена, то есть расхода энергии на обеспечение нужд организма в состоянии покоя. К сожалению, лишь немногие осознают, что после 35 лет для сохранения своего нормального веса следует питаться умереннее, чем в молодости.

Пол. Хорошо известно, что ожирение в целом боль­ше распространено среди женщин. Существуют две основные причины этого явления. Во-первых, у муж­чин из-за большего объема мышечной ткани основной обмен интенсивнее, следовательно, им нужно больше калорий, чтобы поддерживать массу тела. Во-вторых, развитию ожирения у женщин часто способствуют пе­риоды гормональных изменений в женском организ­ме, связанные с беременностью и климаксом. Отсюда и три главных периода риска — начало менструаций, беременность и наступление менопаузы.

Эндокринные расстройства. Иногда ожирение является результатом эндокринного расстройства. На­рушение работы надпочечников, половых желез, ги­пофиза и щитовидной железы закономерно приводит к увеличению массы тела. Если вы набрали вес бы­стро (в течение нескольких месяцев) и одновременно появились какие-либо другие настораживающие сим­птомы, обязательно обратитесь к врачу. Проведя до­полнительное обследование, специалист либо подтвер­дит, либо исключит эндокринную природу заболева­ния и при необходимости назначит соответствующее лечение.

Наследственная предрасположенность. Сего­дня мы знаем, что при одинаковых условиях жизни не­которые люди больше склонны набирать вес, чем дру­гие. Дети полных родителей будут иметь избыточный вес с вероятностью 70—80%. Хотя генетические фак­торы могут определять аппетит и особенности метабо­лизма, ученые убеждены: наследственная предраспо­ложенность к ожирению не означает, что вес снизить невозможно. Это просто значит, что сделать это будет трудней, чем остальным людям.

Для тех, кто предрасположен к ожирению генети­чески, гораздо легче не допустить ожирения, чем по­том с ним бороться. Склонность к нарушению обмен­ных процессов может никогда не перейти в болезнь, если не «сделают свое дело» неблагоприятные факторы образа жизни. Классическое доказательство правиль­ности этого утверждения — результаты наблюдений за здоровьем мигрантов. Хорошо известно: если народы, ведущие традиционный образ жизни, переходят на за­падный рацион питания, среди них резко возрастает число полных людей, а вместе с этим — и риск та­ких болезней цивилизации, как ишемическая болезнь сердца, ожирение, сахарных диабет и рак. Так, в Япо­нии население традиционно питалось рисом, овощами и рыбой. Как только японцы стали употреблять больше мяса, молока, яиц, макарон и сладостей, среди них по­чти удвоилось число больных с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. А ведь гены оста­лись прежними, изменились только образ жизни и питание!

Поэтому уделим особое внимание тем факторам, воздействовать на которые вполне реально. Врачи на­зывают их модифицируемыми. Всемирная организация здравоохранения считает основными причинами эпиде­мии ожирения именно такие, модифицируемые, факто­ры: недостаток физической активности в сочетании с чрезмерным потреблением высококалорийной пищи.

Недостаток физической активности. Давай­те начнем разговор о модифицируемых факторах с физической активности. Именно ее недостаток, как утверждают ученые,—главная причина охватившей мир эпидемии тучности. Сегодня у нас есть компью­теры, факсы, сотовые телефоны, телевизоры, автомо­били, разнообразная бытовая техника… Человечество добилось определенного технического совершенства, но движение перестало быть частью повседневной жизни. Средние энергозатраты у мужчин снизились с 3600 ккал/день в 1950 году до 2400 ккад/день в 2004 году. Пятьдесят лет назад считали: развитие тех­ники подарит людям свободное время. Сегодня ясно: эти надежды не оправдались, и сегодня для многих из нас время в большом дефиците. Подумайте, даже дети так заняты, что не находят времени для про­гулок! Но если свободное время все же появляется, оно используется не самым лучшим образом: напри­мер, на просмотр телепередач. Вот всего лишь один, но очень показательный пример. Исследование, в котором приняли участие более чем 50000 женщин в США, показало, что чем больше времени они тратили на телепередачи, тем в большей степени увеличивалась их масса тела.

Три часа просмотра телевизора в сутки вдвое повышают риск возникновения ожирения и на 50%— сахарного диабета!

Прибавьте к этому, что мы часто едим перед теле­визором, и не будет ничего удивительного в том, что сегодня ожирение встречается гораздо чаще, чем на заре телевизионной эры. В группе риска — «сидячие» профессии (водители, офисные служащие), работники ночных смен и те, кто недавно бросил курить.

Нерациональное питание. Ожирение связано с характером питания так тесно, что сам собой напра­шивается вывод: мы едим совсем не те продукты, кото­рые могли бы помочь сохранить здоровье и стройность. Осознаем мы это или нет, но в течение последних 50 лет питание очень изменилось. Развитие пищевой ин­дустрии, активно пропагандирующей свои продукты, привело к засилью не самой здоровой пищи. Можете подсчитать, и убедитесь сами — около 90% рекламы пищевых продуктов сегодня — это реклама калорий­ной, сладкой или слишком соленой пищи. Шоколад, чипсы и газированные напитки лидируют в этом спис­ке. Реклама слишком часто направлена на наших де­тей, формируя их вкусы и прививая особую любовь к опасным продуктам. Беспроигрышный маркетинговый ход—еженедельное появление новых сортов мороже­ного, пива, шоколада и других продуктов—достигает своей цели, заставляя нас покупать как можно больше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>